С выражением «Древние боевые искусства Окинавы» мы связываем те дисциплины, которые, в отличие от каратэ (бой пустыми, голыми (кара) руками (тэ)) используют различные виды оружия. Эти древние искусства, представляют собой часть обширной системы Окинавы, использующей многочисленные и характерные только ей виды оружия: БО, САИ, ТОНФА, НУНЧАКУ, НИЧО-ГАМА. Важную роль в их развитии играли географическое расположение и другие характеристики островов Рюкю — родины боевых искусств Окинавы.
Цепь Рюкю охватывает более 60 островов и распространяется вдоль полосы Тихого океана, пересекаемого 26-й параллелью северной широты. Окинава, самый большой из этих островов, расположен на расстоянии 500 километров от Кюсю, самого южного из больших островов Японии, 600 км от Тайваня и 800 км от Фучжоу, на континенте.
Расположенный в субтропической зоне, остров имеет пышную растительность, сохранявшую листву круглый год. С древних времен Окинава представляет собой культурное, художественное и боевое сердце этих островов. Все наиболее важные центры расположены в южной его части: Шури, древняя столица царства Рюкю, Наха, наиболее важный порт международной торговли, Томари, самый главный центр внутреннего транспорта и местонахождение процветающей солевой промышленности, и Кумемура, местность, в которой установилась колония китайских эмигрантов. Это последнее поселение и его жители имеют тесную связь с развитием каратэ, как с одним из видов боевых искусств Окинавы. К счастью, процесс развития древних искусств Окинавы можно анализировать и при недостатке документальных источников, так как во всех боевых искусствах передача обучения из поколения в поколение происходит устно. Используя немногочисленные письменные источники и доверяя устному преподаванию старых мастеров, можно сформировать общую картину истории этих древних дисциплин.
Исторически имя Окинавы впервые появляется в китайском документе, известном как Суй-Шу, написанном в период династии Суй (581-618), который свидетельствует о начале контактов жителей Окинавы с население других земель уже в шестом веке н.э. первые контакты Окинавы с внешним миром были установлены с Китаем, Японией и Кореей.
Известно, что 616 г.н.э. группа из 30 человек, происходящих с южных островов Якушима, оказали почтение императорскому двору Японии. Видимо, подобные визиты были продолжены примерно до половины периода Нара (646-794). В то время каждый из островов Рюкю имел свое независимое правительство. Товары, которые они могли обменивать с другими странами, состояли из фруктов, продуктов рыбной ловли, небольшого количества серы, ткани и морских камней. Лишенные минеральных ресурсов, острова были вынуждены обращаться к другим странам, чтобы получить эти материалы.
В десятом веке 15-летний юноша Сонтон, происходящий от Минаиото Таметомо, члена известного клана Генджи из Уразое подтолкнул острова к объединению в единое независимое царство. Власть династии, организованной этим предприимчивым человеком, длилась 73 года, но потом попала в руки другой семьи. Под их господством вновь объединились все эти острова, стимулировав внешнюю торговлю в целях усиления экономики. Одним из Указов новой династии был запрет на ношение крестьянами оружия. Именно эта мера благоприятствовала развитию боевых искусств Окинавы, в которых стали использоваться нетрадиционные виды оружия народом усилилась, когда острова попали под контроль японской династии Шимадзу из Кюсю в 1609 году.
Некоторые из китайских торговцев, добравшись до Рюкю, оставались там на долгое время. Такие группы, во времена китайской династии Минг, насчитывали от 400 до 500 человек, и поселялись обыкновенно в Кумемуре, которая известна как китайская колония.
Но торговцы были не единственными китайцами, проживающими на Окинаве, кроме них еще одна группа эмигрантов, чьи семьи известны как «36 имен», находилась непрерывно в Кумемуре. Среди этих эмигрантов было много буддийских монахов, секты Дзен, которые сыграли значительную роль в развитии боевых искусств Окинавы.
В китайских монастырях Дзен интенсивно культивировали боевые искусства кэмпо, Монахи Дзен, достигшие Окинавы, естественно, привозили с собой и свои боевые искусства. Эти системы самозащиты под влиянием местных условий постепенно трансформировались, давая происхождение характерным древним боевым искусствам Окинавы.
Так как в китайских боевых искусствах обычно практикуется бой как без оружия, так и с оружием. Вероятно, что китайские системы, попавшие на Окинаву, предполагали использование таких инструментов как нунчаку или тонфа. Несмотря на то, что некоторые предполагают, что эти два оружия были разработаны населением Окинавы на основе сельскохозяйственных инструментов, используемых в этой местности, более вероятно, что их прототипы должны быть найдены в китайских трактатах ШУАНГ-ЧИН-КУН (СО-СЕТСУ-КОН по-японски) и в ШАО-ТСЕ-КИН (ШО-ШИ-КОН). Среди оружия, использованного китайскими монахами. Дзен было САН-КУ-ЧУ (САН-КО-ШО) и ВУ-КУ-ГУ (ГО-КО-ШО) (первоначально символы силы против врагов буддизма). САН-КУ-ЧУ — это предок саи.
Не все древние боевые искусства Окинавы происходят от тех китайцев. Палка (трость), возможно, предшествует по времени всем оригинальным оружиям Окинавы. В работе, озаглавленной «Тысяча лет истории Окинавы» («Окинава Иссеннен-Ши), упоминается один тип палки, которая употреблялась одним из жителем Окинавы в 1314 году. Население деревень, возможно, часто использовало палки для защиты себя и своих домов от нападающих бандитов. Кроме того, палкой отпускались наказания за аморальные действия. Не ясно, когда и как палка превратилась из инструмента наказания в оружие защиты БО-ДЖИТСУ, один из видов боевых искусств Окинавы.
Можно утверждать, что два фактора ограничивали распространение обычного оружия среди населения Окинавы: недостаток металла на островах и запрет правительства. Но, возможно они недостаточно для полной картины. Можно представить себе, что богатство, произведенное сельским хозяйством и внешней торговлей, а также высокий культурный и политический уровень, которого достигло общество, возвращали населению Окинавы спокойствие и отход от использования оружия.
В 1816 году некто Базил Холл достиг на корабле вместе с одним английским дипломатом Кантона, потом Кореи, и наконец Окинавы. К своему возвращению в Европу он имел встречу с Наполеоном, который, был удивлен известием о том, что население острова не имеет никакого оружия, даже шпаг и луков.
Как результата своих отношений с Кланом Шимадзу и японскими завоевателями, население Окинавы считало необходимым разрешать свои проблемы мирным путем. А их боевые искусства — использование нунчаку, саи и практика каратэ были и остаются задуманными в целях самозащиты.
Не совсем ясно происхождение окинавского термина «нунчаку», хотя почти уверенно можно сказать, что прямыми предками этого оружия являются китайские ШУАНГ-ЧИН-КУН и ШАО-ТСЕ-КУН. В то время как нунчаку Окинавы состоят из двух брусков восьмиугольного сечения, соединенные между собой веревкой, в китайском ШУАНГ-ЧИН-КУН бруски были круглыми и соединенные металлической цепочкой. Существовали многочисленные варианты это оружия. В некоторых бруски были одинаковой длины. Один из них был в руке, а другой свободно вращался. В других один брусок был длиннее другого. Более длинный держался обеими руками. А другой использовался для нанесения ударов по голове противника, который защищался щитом. Оружие было задумано таким образом, что даже если использующий его ошибется в движении, короткий брусок никогда не вернется назад, ударяя по рукам, которые держат его. Дельнейшая версия, названная САН-ЧИН-КУН, состояла из трех брусков, соединенных между собой цепочной.
Бруски нунчаку должны были изготовляться из твердого и прочного дерева, которое может выдержать сильные перегрузки. Для этих целей чаще используют дуб и другие материалы главным образом тяжелые. Твердые породы дерева, которые в основном использовались для изготовления нунчаку в прошлом, были достаточно хороши и допускали быстрый прогресс в практике. При выборе материал необходимо учитывать и собственную физическую силу, т.к. занятия с нунчаку достаточно утомительны.
Современные нунчаку, бруски соединены между собой шелковой или нейлоновой веревкой, в некоторых случаях используется стальная цепочка. Но в древности на Окинаве, и в некоторых случаях используются лошадиный волос или волокно, добытое из одного вьющегося растения, называемого канда. Канда имела особое значение для населения острова, так как ей приписывались магические свойства, и она часто использовалась в тайных церемониях. Веревка должна быть сделана так, чтобы расстояние между вершинами нунчаку было 8-9 см. Если веревка будет слишком длинная, вращение брусков будет неправильным, если слишком короткая, то может порваться по причине чрезмерного трения. Для предотвращения этого необходимо всегда проверять веревку, прежде чем использовать нунчаку. Иногда на брусках вырезается орнамент в художественных целях или для создания более уверенного захвата. Так же можно делать, на конце одного из брусков, дырку для создания свиста во время раскручивания.
Нунчаку держится одной рукой и вращается вверх и вниз, вперед и назад, вправо и влево. Для нанесения ударов и других приемов, которые могут защитить того, кто держит в руках нунчаку, и обычно используются центробежные силы, но есть также и другие методы его использования. Вершина (КОНТО) или конец (КОНТЕИ) одного бруска, к примеру, могут быть использованы для нанесения ударов. Еще, два бруска могут вести себя как клещи: веревка, которая их соединяет, может сжаться вокруг шеи или другой части тела противника, или же можно ударять брусками, держа их вместе. Можно, кроме того использовать нунчаку парно, держа два одновременно в руках, кроме того существуют еще многочисленные вариации и приемы, превращающие нунчаку в инструмент экстремально разнообразный.